Пока есть свободное время, расскажу еще немного про детей, с которыми я работала, и что в итоге получилось.
С Кьярой, к моему огромному сожалению, я занималась недолго. В какой-то момент работодателю Кьяриной мамы, который предоставлял им квартиру, наскучили кошачьи концерты и беготня над головой. Без лишних церемоний он потребовал от семьи освободить помещение. Семья переселилась в мотель, а Кьярина мама стала вынашивать планы переезда во Флориду. Поскольку денег было в обрез, мама решила ехать на машине, останавливаясь на обочине для ночевок и перекуса чем Бог пошлет. Я засуетилась, попробовала организовать сбор денег для Кьяры и ее семьи, но наткнулась на непрошибаемое сопротивление школьных властей. Удалось лишь узнать телефоны бесплатных хостелов для женщин с детьми, которым негде жить. Урок для меня - как же трудно смириться с тем, что ты не можешь помочь так, как тебе хотелось бы! Кьяра очень переживала. Когда они только въезжали в эту квартиру, ей пришлось отдать любимую собаку в добрые руки, а теперь вот вся эта история с кошками... Кьяра написала длинное письмо хозяину, пытаясь наставить его на путь истинный. "Вы несправедливы к животным и к людям. Подумайте, ведь всем нужен дом, а у вас есть лишний, в котором вы даже не живете. Вы, наверное, думаете, что у животных совсем нет чувств, а люди способны любить только других людей, если только они не придурки набитые. Так вот, это не так. Собаки и кошки не могут жить на улице, а хозяева страдают и плачут, если несправедливые тираны вроде вас заставляют их отдавать животных. Прошу вас, одумайтесь, пока вы еще не совсем зачерствели!".
Подумав, Кьяра нашла письмо корявым и неубедительным. Она решила подождать, пока вырастет и научится говорить со взрослыми на их языке, а потом разыскать хозяина и напомнить ему эту историю.
К счастью, история закончилась хорошо: Кьярина мама нашла работу в симпатичном городке неподалеку, и семье удалось снять там квартиру. Хозяева разрешили держать кошек. Кьяру перевели в другую школу рядом с новым домом.
Для Тайрона год закончился очень хорошо. Поначалу мне с ним было сложно: я всё никак не могла понять, доверяет ли он мне. Иногда он увлеченно принимался что-то рассказывать, а иногда вдруг затихал и становился неразговорчивым. В начале года я созвонилась с его бабушкой. Разговор получился тяжелым - бабушка в лоб спросила меня, что я вообще знаю об афроамериканской культуре и как я смогу работать с ее внуком, если я сама в стране без году неделя. Я ответила честно - не знаю пока ничего, буду учиться, но уважаю всех своих учеников и буду пытаться понимать их насколько могу, по-человечески.
Однажды Тайрон без спросу взял мой мячик. По правде говоря, я очень разозлилась. Ну что за негодный мальчишка - я так стараюсь, придумываю, как бы ему помочь, как бы сделать занятия поинтереснее. Всю ночь сочиняла историю про волшебную страну с ее обитателями - продумала все характеры, нашла картинки - которые приходят к людям и помогают им жить весело и интересно. А этот мальчишка взял и стянул мой мячик. Я отозвала Тайрона на переменке и сказала ему - мол, мячик пропал, если ты где-то его видел, скажи, пожалуйста. На следующее занятие Тайрон принес мячик и извинился. Я сказала, что очень расстроилась, когда увидела, что мячика нет, а Тайрон, довольно улыбаясь, поведал, что все одноклассники обзавидовались такому шикарному мячу, особенно Кьяра, а он ей сказал, что Надя, мол, дала этот мячик лично ему, потому что Надя ему доверяет. Да уж... Страну-то волшебную придумала, а детскую ревность из внимания упустила, не поняла своего подопечного...
После этого случая у нас с Тайроном всё пошло очень хорошо. Мальчик открылся, стал рассказывать о важных для себя вещах. А еще через какое-то время я получила и-мэйл от его бабушки. Бабушка благодарила меня за внука, сказала, что Тайрон стал совсем другим мальчиком - спокойным, уверенным, веселым. А еще она рассказала, что у нее в корне изменились отношения с внуком. Иногда Тайрон рассказывал бабушке, о чем мы с ним беседовали, показывал "предсказания", которые я ему давала (я придумала давать ребятам в конце занятий бумажки с афоризмами и пожеланиями удачи, как в китайских печеньях с предсказаниями). А иногда Тайрон ничего не говорил бабушке и отказывался показать свою "фортунку". И бабушка вдруг осознала, что у ее девятилетнего внука есть своя личная жизнь, что он имеет право на свои мысли и чувства, что он не обязан с ней всем делиться. Мудрая бабушка с уважением отнеслась к сокровенным переживаниям внука, и Тайрон вдруг стал ей больше доверять. Бабушка сказала мне большое спасибо. Я считаю это одним из своих самых больших достижений за этот год.
Некоторым детям становилось лучше вообще без моего участия. Было у меня два мальчика - пятиклассник Джек и третьеклассник Рональд. Джек из очень хорошей и дружной семьи. В начале года у него были небольшие трудности с учебой. Мальчик с трудом концентрировался на занятиях, болтал на уроках. К середине года проблемы попросту ушли. Джек - очень умный и добрый ребенок. До конца года я с ним просто играла и помогала ему мыслить позитивно.
Рональда я про себя называла воробышком. Он был похож на птенчика - маленький, очень маленький для своего возраста, худенький веснушчатый большеглазый мальчик с растрепанными светлыми волосами. Я так каждый раз и думала - пойду-ка я за моим воробышком:) Рональд - очень застенчивый мальчик. В классе он старался сделаться незаметным, на переменках стоял в сторонке, если его спрашивали - отвечал шепотом. Когда учительница объясняла материал, Рональд часто думал о чем-то своем. У меня в комнате Рональд редко начинал что-то говорить, зато охотно отвечал на вопросы. Через несколько занятий выяснилось, что родители Рональда постоянно ругаются. Папа уезжает на каждые выходные, мама звонит ему, нервничает, кричит, что он врет, что вовсе не в Сан Франциско он поехал по делам. После таких разговоров мама придирается к Рональду, ругается за плохо убранную комнату, небрежно сделанное домашнее задание. А потом папа приезжает, и они с мамой начинают друг на друга кричать. Могут и целую ночь ругаться.
Где уж тут воробышку сосредоточиться на занятиях... Я говорила с ним, придумывала какие-то игры и истории с одной моралью - дети не виноваты, когда родители ссорятся. А потом Рональд начал играть в бейсбол. Родители отводили его на тренировки и приходили болеть на каждую игру. Каким-то волшебным образом они перестали ссориться - Рональд-воробышек решил, что из-за бейсбола, а может, просто решили сохранить семью. Мальчишка преобразился. Довольная учительница рассказывала, как он поднимает руку, работает на уроке, как он вместе с ней делал презентацию для всего класса. А я заметила, что Рональд повеселел и раскрепостился. Мы с ним так весело играли последнее время!
Конечно, не со всеми детьми все вышло так гладко. В следующий раз расскажу про "трудных" детей и про то, что с ними получилось.
|