И вот тебе новая заметка:
Права ли я: Ситуация, в которой оказался один мальчик. Очень интересный парень, из тех, кого учителя либо ненавидят, либо трепетно любят. Очень умный, при этом двоечник. Очень добрый, при этом хулиган из хулиганов. Из тех, для кого скука - невыносимое бремя, а просьба помолчать и спокойно посидеть на месте приравнивается к наказанию. У меня в кабинете он проявляет сноровку циркача, балансируя на кончике яростно раскачивающегося стула, при этом размахивая руками и поминутно вскакивая. Обожает спорить, доказывать, что черное - это повернутое под особым углом белое, солнце вращается вокруг земли с позиции обывателя (а кто сказал, что объективное истинно и взгляд из космоса ценнее незамутненного многими знаниями суждения дикаря) а он, Пит - прав в любой ситуации. Его наблюдения над людьми удивительно точны, высказывания метки, а размышления о жизни - где-то наивны, где-то проницательны, но по большей части - и то, и другое одновременно. Парень из относительно благополучной семьи, который постоянно находит самые неблагополучные компании и заявляет, что будет дружить только вот с этой шпаной, потому что они "знают его настоящего". Шестнадцатилетний мальчишка, который о жизни знает немножко больше, чем "положено" ( у него диагностировали инсулинозависимый диабет в восьмилетнем возрасте, с тех пор он много думал о смысле жизни и смерти, о чем и поведал в перерыве между обсуждениями видеоигр и жалобами на учителей). Нарывается на конфликт, спорит с учителями, обзывает других учеников так, что у американских учителей волосы встают дыбом (Пит любит расистские прозвища, такие, от которых здесь либо падают в обморок, либо дают по роже, и это в лучшем случае). Потом с мастерством опытного юриста доказывает свою правоту. При этом трепетно заботится о друзьях и близких, убирает с моего стола канцелярские кнопки, "чтобы никто не поранился". Когда я сломала мизинец и носила жуткий ортопедический ботинок, Пит был одним из двоих детей, спросивших, что случилось. Потом заглянул в глаза и спросил: "Очень больно?". Очень радуется сюрпризам, даже самым маленьким, всегда искренне благодарен за любую мелочь. Очень вспыльчив, но отходчив. Вот такой Пит. Теперь ситуация: в начале года Пита определили в класс к очень требовательной учительнице математики. Пит: "Она говорит, что портфели должны быть убраны под стол, и ничто не должно отвлекать от урока. И вот она ходит себе между партами, объясняет урок, а чей-то рюкзак оказался в проходе. Так она НЕ ОБРАТИЛА ВНИМАНИЯ. Не прервала урок ни на секунду, не изменилась в лице, не замедлила шаг. Пошла себе дальше по проходу, а на ее щиколотке, как кандалы, висел чей-то рюкзак". Стоит ли говорить, что Пит бывал выставлен из этого класса практически каждый день. Надо сказать, у них с учителем выработались вполне стабильные отношения: "Начинаем урок. Все замолчали, ничто и никто не прерывает математический поток. Все замолчали, Пит разговаривает, Пит, вон из класса. Пит замолчал и вернулся, открыл учебник, мы сейчас решаем задачу номер такой-то, будь добр, приступай" И вот в определенный момент Пита решили перевести в класс к мистеру Кларку. У мистера Кларка большой опыт работы с неблагополучными подростками. Он считает, что главное - установить дисциплину. Теперь уроки выглядят вот так: Мистер Кларк: все замолчали, смотрим сюда. Пит, повернувшись к учителю спиной, заканчивает увлекательный разговор с другом. М. Кларк: Пит, все замолчали, смотрим на меня. Пит замолкает, но продолжает смотреть на товарища, отвернувшись от учителя. М. Кларк: НЕ НАЧНУ урока, пока все, включая Пита, не будут смотреть на меня. Пит демонстративно поворачивается спиной. Бросает: "Да начинайте так, я догоню". М. Кларк: Мне надо, чтобы ты смотрел на меня и слушал. Класс, из-за Пита мы не начинаем урок. Пит, смотри на меня и слушай. Пит (поворачивается к учителю, иронично): а то что будет? К директору отправите? М. Кларк: Отправлю, если надо. Слушай меня! Пит: Не буду. М. Кларк (стоя над партой, монотонно): Слушай меня!Слушай меня! Слушай меня! Слушай меня! Слушай меня! Пит: Да отстаньте вы от меня уже с вашей дурацкой математикой!!! Ненавижу ваш класс! Самый тупой класс во всей школе (выходит из класса, шарахает дверью).
Я потом беседую с М. Кларком: -Что опять мой Пит натворил? -Он совершенно не уважает авторитет, не слушает, на все плевать хотел, не признает ответственности за свое поведение (перечень гораздо более длинный). -Ты знаешь, я раньше тоже пыталась с ним спорить. Он тогда считает, что все против него, и он непременно должен доказать свою правоту. А если с ним побеседовать, на равных, как со взрослым, он прекрасно понимает, где не прав, может и выводы сделать, и прощения попросить. -Он не слушается учителя! -А что он делает? -Ругается, обзывается (слышала бы ты эти расистские прозвища!), не смотрит на меня, когда я веду урок, постоянно затачивает свой карандаш (перечень мыслимых и немыслимых, больших и малых преступлений). -Ну если ругается и обзывается - то это к директору без разговоров, а если карандаш точит или отвернулся - может, и фиг с ним? Пусть себе точит, а? Он же математику все равно понимает. М. Кларк глубоко вздыхает. Я ничего не понимаю. Дисциплина- это все. Пару дней назад другая учительница сказала, что Питу, грубо говоря, поставили двойки за все задания, которые он пропустил, потому что был в другом классе у "пинательницы рюкзаков". И сказали, что исправить никак невозможно. Ну он и решил, что смысла нет стараться. Тут я предложила перевести его обратно в прошлый класс. Вот сижу думаю - конечно, так постоянно менять учителей - это не дело, и ему надо с разными людьми учиться работать. Но с М. Кларком, судя по всему, взаимопонимания они не найдут. И еще думаю, что для Пита это урок - он-то думал, что тот, первый класс был ужас-ужас, а по сравнению со вторым там все было вполне выносимо. Так сказать, наглядный урок относительности человеческого опыта и разумности выбора работать там, где это возможно, не ожидая идеальных условий.
|