Разные наблюдения
Вчера читала американскую статью, развенчивавшую мифы про двуязычных детей (тех, которые с рождения или раннего детства осваивают другой язык наряду с английским). Я обратила внимание на разницу в отношении к феномену двуязычности в Америке и в России. Оказывается, распространенный миф среди американцев - то, что изучать второй язык вредно, потому что дети будут отставать в школе. Согласно статистике, двуязычные дети учатся хуже тех, кто говорит только по-английски, получают более низкие баллы, реже поступают в ВУЗы и т.д. и т.п. Автор статьи утверждала, что знание второго языка развивает и обогащает человека, причем не только культурно, но и, если можно так сказать, анатомически (возникают новые связи между нейронами, улучшаются внимание, память, контроль). Может показаться странным, откуда вообще взялся такой миф - в России, вроде бы, наоборот, считают, что языки - это хорошо, а дети, свободно говорящие на двух и более языках - умные и успешные. Все просто объясняется. В России, когда говорили о двуязычных детях, лично мне приходили на ум дети знакомых, уехавших за границу или приехавших в Россию (в основном из стран Западной Европы). Знакомые переезжали по работе (как правило, интеллектуальной и неплохо оплачиваемой), сами обладали неплохим культурным уровнем и усиленно занимались развитием детей. В Калифорнии, когда говорят "двуязычный ребенок", чаще всего представляют выходца из Латинской Америки, говорящего по-испански. Как правило, большинсто этих людей переезжают не от хорошей жизни. Бедность, вечная нехватка времени, денег, знаний, возможностей... В итоге эти дети успевают гораздо хуже своих ровесников - коренных американцев, и дело здесь совсем не в двуязычности.
Раз уж я начала о заблуждениях - от многих русских знакомых (и незнакомых - на интернет-форумах и т.д.) я слышала, что в Америке совершенно другое отношение, например, к инвалидам, что люди там свободны от общественных стереотипов. Пожив здесь, могу сказать - так, да не так. Конечно, отношение ко всему, что отличается от среднестатистической нормы более терпимое, чем в России. В первую очередь потому, что люди, которых это касается, борются за свои права. Но вот я как-то слышала, кто-то говорил, что в Америке вообще не обращают внимания на людей, например, в инвалидной коляске, в то время как у нас могут и пальцами показывать, и пялиться беззастенчиво. У нас в средней школе была девочка с мышечной атрофией (точно не знаю, что это было, но, по-моему, генетическое заболевание). Девочка пользовалась инвалидной коляской. Во всем остальном она если и выделялась из общей массы сверстников, то только со знаком "плюс" (отличница, добрая, веселая, отзывчивая). Так вот, не все дети ее принимали. А учительница мне как-то рассказывала, что многие родители говорили своим детям "не играть с той девочкой" еще с самого детства. Заразиться от нее, естественно, было невозможно даже теоретически, характер у девочки всегда был прекрасный. Вот и пойми их... Это - не единичный случай. Не таким, как все детям и взрослым здесь тоже трудно и в школе, и на работе, и на улице. Есть взгляды, есть неприятие, есть настороженность. Разница - в том, что люди более уверены в себе, в своих правах и возможностях, и готовы за это бороться. Как результат - больше людей, информированных, чутких, и готовых принять и понять.
Важное отличие в отношении ко всем необычным людям - здесь не принято стараться замолчать отличия, обойти вниманием непохожесть, не смотреть, не говорить. Если у нас воспитанный человек будет стараться не обращать внимания на то, что собеседник в инвалидной коляске, то в Америке могут и спросить - мол, что с тобой случилось. И человек, как правило, спокойно ответит, ибо не считает, что должен чего-то стесняться. У людей даже формируются свои, особые культуры- очень интересна субкультура неслышащих людей. Здесь даже в школах можно на выбор учить язык жестов как иностранный.
|